blog

Многофункциональный интернет портал для владельцев домашних животных

Кейс по разработке, запуску и продвижению многоцелевого интернет портала.

Сегмент рынка - зоотовары и ветеринария.

Проект "Ветсистема" достаточно сложный и "тяжелый" с точки зрения проектирования и разработок.

При начальном проектировании структуры и функционала сайта было непросто разделить функционал разного типа пользователей портала. Это владельцы питомцев, ветеринарные врачи, ветеринарные клиники, производители товаров для животных, профессиональные питомники.

Для пользователей предусмотрен общий и отдельный функционал в зависимости от типа пользователя. К примеру владелец питомца может подключать ветклинику или ветврача к своей электронной медицинской карте. Питомники могут создавать объявления о продаже щенков конкретной породы. Производители товаров или их представители могут создавать отдельные разделы посвященные бренду, с возможностью размещать статьи, фотогалереи, взаимодействовать с владельцами питомцев.

Основной целью проекта является объединение в "экосистему" коммерческих игроков рынка и фактических потребителей товаров и услуг - владельцев животных. Для владельцев животных это доступность информации от экспертов рынка, возможность получить всевозможные ответы на вопросы из первых уст, в одном месте.

Такому проекту сложно "навесить ярлык" типа "социальная сеть". Это уже не социальная, а некая профессиональная сеть, но такого термина, именно распространенного, пока нет в рунете, но уверен, такой термин появится в ближайшие годы.

Отмечу, что разработка, управление и продвижение этого проекта были пожалуй самым сложным и трудоемким в моем опыте, причем каждый этап диктовал свои сложности, преодоление которых признаю было приятным в части получения нового опыта и сложной практики.

Как известно, нет предела совершенству, особенно в современных IT продуктах и технологиях. Дизайн, функционал и приоритеты всегда были и будут субъективными при оценках. Всегда будет что улучшить, пересмотреть и переработать под вновь меняющиеся тренды, популярность и смещения акцентов в рынке и интернет среде. В этом ракурсе имеет смысл оценивать фактические результаты проекта, а не субъективные оценки, основанные на пользовательском опыте и предпочтениях.

Хостинг, серверные и "железные" сложности проекта.

Проект работает на системе Битрикс, это достаточная популярная система, имеющая как сторонников, так и противников. По своему опыту скажу, что не жалею выбор битрикса. Кто-то скажет что битрикс тормозит, что требует ресурсов хостинга. И будет прав по своему. Но я возражу. Битрикс хорош и с ним можно и нужно работать.

Опытным путем был пройден shared-хостинг, VPS/VDS. Были проблемы, сложности с поддержкой, ограниченные возможности по настройкам. В итоге я выбрал выделенный сервер для хостинга, собрал коллективное мнение нескольких опытных системных администраторов хостинг серверов. Выбор конкретного ПО (к примеру ОС, БД, система управления хостинг-параметрами), базовая настройка сервера, тонкая настройка сервера под битрикс, программная оптимизация самого битрикса и кода проекта. Результат - проект почти "летает". Подтверждение этому не только визуальная скорость открытия страниц, но и фактические значения важных параметров. Фиксировались и изучались такие характеристики как количество операций в секунду процессора, физическая скорость работы SSD дисков, количество операций в секунду файловой системы посредством PHP, количество операций в секунду базы данных на чтение/запись/перезапись и влияние этих характеристик друг на друга. Выяснялось это путем смены серверов различных конфигураций.

Произв_30-03-16.jpg

Было несколько переездов с сервера на сервер, и особо стоит отметить, что разные сочетания параметров в комплексе с другими характеристиками компонентов сервера могут существенно влиять на конечную скорость работы битрикса и не только битрикса. Этот путь и погружения в техническую часть работы серверов точно стоит пройти, чтобы было понимание в части развития проекта при средних и высоких нагрузках, при влиянии скорости работы страниц сайта на SEO направление, а оно очень существенно, это давно известный факт, не являющийся секретом или "лайфхаком".

Руководителю проекта, менеджеру или владельцу бизнеса однозначно необходимо базовое погружение и понимание описанных технологий как минимум для ориентации в ситуациях связанных с проблемами разработок, как максимум для принятия решений по развитию сложного проекта, чтобы не потерять время при неверно принятом решении в выборе направлений развития проекта. Альтернатива - иметь в штате "универсала" и доверять его опытному мнению. Особенно если проект средне-/высоконагруженный по части функциональной нагрузки/посещаемости или имеет перспективы стать "сложным" и зависимым от серверного железа. Сюда же нужно отнести настройки и организацию работы по мониторингу важных показателей работы сервера для корректной интерпретации этих показателей при разработках.

В моем случае это была группа сисадминов. Объединение опыта всех участников группы дало результат. Были отработаны и выявлены базовые и продвинутые характеристики серверного железа, софта и настроек всего перечисленного.

Мониторинг сервера

Именно такой подход с изучением и погружением в техническую часть реализации проекта позволил достичь результатов и избежать ошибок при дальнейшем развитии проекта еще на этапе выбора хостинга.

Также стоит отметить выбор ДЦ провайдера, up-time, скорость реакции технической поддержки, доброжелательность поддержки и частоту нештатных ситуаций в ДЦ. Мой выбор - ДЦ уровня TIER III.

Отдельно стоит отметить часть по резервированию. Помимо зеркалирования дисков данные проекта резервируются регулярным копированием с возможностью разворачивания резервной копии в течении 10-15 минут. Помимо сервера в ДЦ в режиме ожидания находится аналогичный резервный сервер. Моя, можно сказать, авторская система позволяет в течении 30-45 минут развернуть и запустить проект на резервном сервере без потери данных, здесь технические подробности я опущу.

Относительно сложно были пройдены этапы структурирования проекта, начального дизайна. Оба направления были не раз скорректированы по результатам анализа, тестов и мнений первых пользователей проекта. Сложно утверждать, что это простая или сложная работа, скорее рутинная и не быстрая в современных реалиях, чего не скажешь про продвижение проекта.

Продвижение

В основу продвижения проекта легла информационная полезность и экспертность для владельцев домашних животных. В последние годы этот тренд был признан одним из самых результативных и продолжает набирать популярность при выборе каналов коммуникации.

Копипаст по понятным причинам давно потерял актуальность, рерайт находится примерно "там же" несмотря на уникальность, выраженную в цифрах всевозможных SEO сервисов. В любой отрасли проблематично или почти нереально найти специалиста с экспертными знаниями в области, сочетающего в себе продвинутого копирайтера. Исключение - профессиональные отраслевые журналисты. Но если даже таких найти, то бюджеты будут очень большими, сроки длинными. Сюда же добавляется SEO направление, каким был ни был текст и эксперт, оптимизация по части SEO была, есть и будет долго еще актуальной для информационных разделов интернет-ресурсов. По сути после эксперта обязательно требуется SEO оптимизация текста.

Эксперта и его экспертные знания исключить не получится, а погрузится в направление SEO оказалось интересным и продуктивным.

SEO это безусловно очень объемная часть. Мне, как специалисту по рекламе широкого профиля эта специализация приглянулась, понравилась и добавила того опыта и знаний, который безусловно нужен руководителю или менеджеру проектов, чтобы слепо не доверять услышанному, а изнутри знать на уровне выше среднего этапы, подробности и нюансы работ по SEO.

Как итог проект достиг показателей 100-120 тыс. уникальных посетителей в месяц и более 1 млн посетителей в год. Эти показатели совершенно точно могут конкурировать с бумажными отраслевыми журналами с (честными) тиражами и даже выставками с посещаемостью 15-20 тыс. посетителей и частотой проведения 1 раз в год.

Посещаемость.jpg

Данный охват можно оценить по разному. Можно сравнить с общей емкостью аудитории в отрасли, иожно сравнить с другими "инфосайтами". Мое предпочтение дифференциированое - количество посетителей, география посетителей, поведенческие факторы, активность и вовлечение.

Посещаемость2.jpg

Отмечу, поисковые алгоритмы регулярно обновляются, меняются тренды и предпочтения потребителей информации. Для успешного сопровождения проекта по SEO требуется быть в курсе нововведений ПС, изучать, ставить эксперименты, замерять результаты, масштабировать и внедрять успешно проверенные гипотезы. Это не только маркерные ключевые слова, но и их хвосты, анализ конкурентов, освоение новых инструментов и сценариев аналитики. Работа постоянная и объемная, но интересная и ценная с точки зрения получения дополнительной специализации и актуального ценного опыта специалистом по рекламе широкого профиля, коим я себя полноправно считаю.

В связи с развитием технологий и требованиям к сайтам наш проект "переехал" на https, что повлекло и просадку по позициям сайта и по посещаемости. Это отдельная и непростая для проекта история, когда пришлось перестраиваться под меняющиеся тренды и технологии. Мы изменили в некоторой части структуру сайта, функционал. Данный маневр, аналитика и нововведения поисковиков привели к переработке SEO параметров и повлекли за собой объемную работу, т.к. информационная часть проекта серьезно выросла.

Проект "Ветсистема" будет развиваться, больше интегрироваться в отрасль и аудиторию, будет еще более полезным владельцам питомцев и порадует новым функционалом даже тех, кто только собирается завести питомца. Проект обзавелся ютуб каналом. Посмотреть можно здесь: ссылка. Освоить видеосъемку и видеомонтаж было делом не простым, но интересным в части нового опыта и знаний, об этом будет отдельная статья на этом сайте.  

Уверен данный кейс будет интересен руководителям отделов маркетинга лидеров-ритейлеров и производителям зоотоваров или ветеринарных услуг для домашних животных, обращайтесь.

Сам проект по ссылке - Ветсистема.